Language: Church Slavonic

алчущий, алчущ

Полный церковнославянский словарь прот. Григория Дьяченко:
А҆́лчꙋщїй, а҆́лчꙋщъ
- (греч. πεινῶν, лат. esuriens, famelicus) = томящийся, томимый голодом. «Блажени алчущiи нынѣ: яко насытитеся» (Лк. 6:21). Как понимать это изречение Спасителя? Не яснее ли говорят об этом другие евангелисты? И точно, это изречение приводится у евангелиста Матфея, и при том в более полном виде. «Блажени алчущiе и жаждущiе правды: яко тiи насытятся», говорится у него (5:6). Таким образом, в этом изречении Спаситель ублажает не тех, которые томятся телесным гладом, но тех, которые всею душою желают удовлетворения жажды духовной, ищут правды, и удовлетворение этого их желания обещает им Господь. Что такое правда? Правда, прежде всего, есть исполнение воли Божией, или исполнение заповедей Божиих, т. е. жизнь добродетельная, хранение себя в непорочности пред Богом и ближними, дабы не подлежать обвинению на суде Божием или не быть неправедным. Правда, далее, есть оправдание повинного пред Богом человека посредством благодати и живой, т. е. деятельной, веры во И. Христа. Предоставленный самому себе, человек может алкать и жаждать правды, но не может утолить своего голода и жажды, не может достигнуть оправдания пред Богом. Он не имеет средств загладить свои грехи, которыми оскорблял Бога, и не имеет сил освободиться от греха, чтобы перестать грешить: ибо все существо его, душа и тело, заражены грехом. Но Христос Спаситель, ублажая алчущих и жаждущих правды, возвещает в то же время и путь к достижению оправдания чрез живую и деятельную, т. е. сопровождаемую добрыми делами, веру в Него, единородного Сына Божия. Он, по воле Отца небесного, явился на землю, чтобы исполнить всякую правду (Мф. 3:15), да всякъ вѣруяй въ Онь не погибнетъ, но имать животъ вѣчный (Ин. 3:16). Поэтому, под правдою, о которой говорил Христос Спаситель, ублажая алчущих и жаждущих правды, надобно разуметь, далее, оправдание повинного пред Богом человека посредством благодати и веры в И. Христа. Слушавшие проповедь из уст Господа Спасителя и веровавшие в Него были те алчущие и жаждущие правды, которых ублажает Он (см. «Объясн. воскр. и праздн. еванг.», ч. II, изд. 1899 года, стр. 21-22, свящ. Г. Дьяченко).